Источник - Dragonology.ru(архив)
Общественное мнение давно закрепило за словом «драконология» (а также «дракология», «драконография» и «драконоведение») игровое и художественное значение. Слово «драконология» стоит в одном ряду с такими ненаучными понятиями, как зельеварение, пиратология, единорогология, гоблинология и т.п. Также этим словом обозначают псевдонауку — несуществующую науку о том, чего не существует.
Причина — в историческом казусе, когда ранние научные работы опирались, по традиции, не на объективные факты, а на мнение деятелей прошлого. Так дракон попал в научные труды не как символ, а как живое существо. Впоследствии было показано, что драконов как животных не существует и схожие с ними живые существа (например, динозавры) им не соответствуют.
Эволюция дракона в XX веке привела к тому, что он стал активно использоваться в фантастике. Вера в существование дракона-животного распространилась, а новые его интерпретации (опирающиеся на современные естественно-научные данные) стали более реалистичными. Из этого родилась современная «драконология»-сказка — псевдонаучные произведения для детей, базирующиеся на стереотипах, вольном прочтении мифов и собственных фантастических элементах.
В конце XX — начале XXI века ярко прослеживаются игровые смыслы, связанные с понятием «драконология». Художественные произведения на протяжении прошлого века нередко включали в себя наукоподобные образы, связанные с фантастическим драконом. Термин «драконология» использовался Яном Словиком в сборнике психологических афоризмов «Трактат о драконах» (1958 г.): автор описал драконов серией коротких фраз, не позволяющих чётко определить, что же именно подразумевается под драконом. Позже, в 1963 году Станислав Лем в своей «Кибериаде» привёл концепцию вероятностных драконов.
Уже в нашем веке появилась серия книг, которая принесла драконологии-сказке широкую известность. Речь идёт о «Dragonology», принадлежащей «The Templar Company plc» и выпущенной в 2003 году. Основная книга «Dragonology: The Complete Book of Dragons» открывает серию «Ology», в которой представлены, помимо «драконологии», также «пиратология», «египтология», «вампирология» и прочие области, которые представляют для детей большой интерес. Также внутри самой «Dragonology» есть несколько книг, посвящённых различным аспектам драконов. Книга демонстрирует альтернативный мир, в котором драконы — живые существа, поставленные на грань вымирания из-за человеческой деятельности. Автором назван вымышленный персонаж Эрнест Дрейк, представитель Тайного и Древнего Общества Драконоведов, живший в XVII веке. Полиграфическое качество и обилие развлекательных элементов (начиная от множества крупных иллюстраций и текстов заклинаний и заканчивая «образцами» частей драконьего тела) делает эту книгу привлекательной для многих. Однако подарочная книга-игра за счёт своей привлекательности имеет и негативные влияния на читателя. Дело в том, что на её страницах разворачивается умело замаскированная сказка, в аргументы которой может поверить не только ребёнок, но и необразованный взрослый. «Драконология» (в русском переводе от издательства «Махаон» — драконоведение) называется «самой древней и интригующей наукой», о которой «известно не слишком много», т.е. авторы книги стремятся сохранить ореол тайны вокруг дракона (и, как ни странно, его изучения) и исподволь передают это стремление читателю. А это ведёт к укреплению веры в дракона, а не к стремлению научного его познания. «Dragonology» описывает распространение, многообразие, биологию драконов со своей сказочной точки зрения, не давая альтернативных вариантов. Также книга наполнена многочисленными ошибками и вольной интерпретацией физико-химических и биологических законов, истории, мифологии, незаметными для обывателя. Таким образом при её популярности (она является бестселлером, была переведена на 32 языка и разошлась общим тиражом 5,7 млн экз.) книга является разносчиком новой мифологии, современных «мифов о мифах» и о драконах и способствует усилению образа науки о драконах как чего-то сказочного.
Тогда же, в 2003 году, в издательстве «Фолио» на Украине вышла книга Гарри Захаровича Поттера «Драконология», являющаяся попыткой присвоить себе часть успеха фантастического мира произведений Джоан Роулинг о мальчике-маге Гарри Поттере. Несмотря на то, что человека, написавшего «Драконологию», действительно зовут Гарри Захаровичем Поттером, он также является вымышленным автором, поскольку изменил паспортное имя ради этой книги и внутри неё создал сказочный мир, во многом заимствованный из произведений Роулинг. Эта книга, несмотря на обилие юмора и совершенно волшебный характер, имеет, однако, и практическую ценность. В ней описаны практически без искажений фантастические драконы различных авторских вселенных, таких как произведения Энтони Пирса, Ричарда Кнаака, Джона Нила, Урсулы Ле Гуин, что позволяет сделать некоторый (хоть и узкий) обзор современного дракона.
В 2006 году появилась книга «How to raise and keep a dragon» (в русском переводе «Как вырастить и воспитать дракона»), принадлежащая «Quarto Inc». Она представляет собой типичное псевдодраконологическое издание за авторством вымышленного персонажа Джона Топселла — пособие по содержанию, воспитанию и дрессировке дракона.
Годом позднее появилась книга Лизы Траткофф Трамбауэр «A practical guide to dragons» (в русском переводе «Драконы. Полная энциклопедия»). Устами одного из персонажей «Саги о Копье» рассказывается о драконах этой вселенной, включая анатомические и видоописательные сведения, как и в другой подобной литературе.
Продолжателем традиций наукоподобной сказки является книга «Dragonworld», выпущенная «Carlton Books Limited» в 2010 году. Как и в случае с другими, её автор является вымышленным персонажем-исследователем драконов. Однако это воплощение псевдодраконологии отличается применением современных технологий — некоторые иллюстрации ввиду их высокого качества (3D-моделирование) кажутся настоящими фотографиями и в результате могут обмануть и заставить поверить в описанное существование драконов даже образованного взрослого, не говоря уже о целевой аудитории такой литературы — детях. Книга также содержит множество биологических нелепостей.
Она является наглядным образцом псевдодраконологической литературы, для которой характерны следующие черты:
1) существование драконов как живых существ — аксиома;
2) вымышленный автор;
3) стремление сохранить вокруг дракона ореол тайны;
4) представление книги как чего-то крайне ценного (собранного стараниями многих исследователей, ценой многих усилий, за продолжительное время и т.д.);
5) вольное прочтение и искажение мифологии, физических и биологических фактов.
Главная опасность подобных художественных произведений (а среди них — не только литература, но и многочисленные фильмы, например, «The Last Dragon») в том, что люди им верят. Они воспринимают ошибки, вольности интерпретации и откровенно фантастические элементы в качестве фактов. Получают распространение заблуждения в области биологии и физики (например, что полые кости и небольшие пузыри с водородом в сочетании с небольшими же крыльями способны поднять в воздух многотонного зверя). Читатели и зрители псевдодраконологических произведений привыкают воспринимать мифы как своего рода «новостную сводку» прошлого, даже не задумываясь о том, что мифическое сознание резко отличается от современного. Например, метафоричность умножения конечностей у мифических и сказочных существ («восьминогий» — быстро бегающий, «двенадцатикрылый» — быстро летающий, «трёхголовый» — много пожирающий) совершенно игнорируется. Вместо неё люди начинают размышлять о возможной биологии трёхголового животного.
Сказывается это и на узкодраконологических темах. Так с лёгкой руки авторов многих произведений в единый ком слеплены драконообразные и змееобразные существа из мифов всех народов — без деления на собственно змеев и драконов, без отслеживания родственных связей и эволюции, без соотнесения с определёнными категориями символа по образу и содержанию.
И, разумеется, наличие подобной литературы закрепляет в сознании здравомыслящих образованных людей понятия драконологии как «несуществующей науки о животном, которого не существует». В результате осмеянию предаются не только те исследователи, которые заявили своим интересом драконологию как таковую (как область научного знания), но и те, кто просто позволяет себе говорить о научном изучении дракона. Это препятствует становлению драконологии как науки, а значит, препятствует и комплексному, более эффективному изучению феномена дракона.