В голове у чужого: заметки о создании персонажей нечеловеческой расы
Примечания:
Все, что здесь написано – исключительно мое мнение по данному вопросу. Разумеется, каждый автор должен писательству только одно: писать так, как нравится и хочется ему самому. Это не руководство к действию и не всесторонний обзор, а несколько довольно отрывочных, хаотичных заметок.
Я буду рада, если они кому-то помогут, и очень рада, если кто-то заинтересуется этой темой и использует их как опору для собственных рассуждений.
Кроме того, все, что здесь написано, довольно очевидно само по себе, но все равно нуждается в обсуждении.
Начиная это рассуждение, я в первую очередь хотела бы отметить, что создать и последовательно прописать персонажа, психология которого будет полностью и во всех отношения чужда человеческой, практически невозможно. Временно выйти из собственного сознания автор не способен[1] (это представляет трудность даже при описании других людей, т.е. представителей того же вида), а раз сознание автора человеческое[2], то персонажи, кем бы они ни были, от эльфов и орков, уже имеющих свой своеобразный канон в культуре, до представителей авторских рас, будут нести в себе «человеческий» отпечаток[3]. Вопрос только в том, как максимально замаскировать его. Разумеется, в некоторых случаях инаковость мышления авторами не используется вовсе: допустим, эльфы очень часто бывают описаны как обычные люди, исключая внешность и — иногда — бессмертие/долголетие, плюс минимальный «налет» иной культуры; я говорю «налет» именно потому, что культура таких рас сводится к нескольким упоминаниям их персонажами; описанию бытовых вещей (например, одежды или украшений), реже — типу магии/боевого искусства и опять же упоминании каких-либо священных обычаев (чаще — связанных с браком); однако действия героев и их мировоззрение со всем этим не связаны. Они продолжают действовать как люди, более того — как туристы, вспоминающие к тому или иному удобному случаю интересные факты о чужой стране, но ничего более. Иногда все это — просто прием, который автор использует намеренно.