Источник материала-До Потопа

Четыре дракона-императора – божественные правители четырех морей

 

В китайской мифологии немаловажную роль играют драконы. Например, известные еще из преданий глубокой старины четыре дракона-императора – божественные правители четырех морей: Гуан-дэ Восточного моря, Гуан-ли – Южного,Гуан-жун– Западного и Гуан-цзэ– также Западного. Они были братьями. Для них, как и для большинства других драконов,было характерно оборотничество, в результате которого они могли принимать форму человека. Драконы-императоры жили в «хрустальных» дворцах, которые охранялись креветками-солдатами и крабами-генералами. 

Вот как, согласно приводимому в ряде современных работ описанию (подлинный источник мне неизвестен), выглядел подводный дворец Гуан-дэ, расположенный на дне Восточного моря: «Это огромное сооружение с длинными аркадами, загнутой по углам крышей, причудливыми крытыми переходами и круглыми окнами и дверьми. Все его залы наполнены такими богатствами, о которых на земле и понятия не имеют: золотые резные двери художественной работы, украшенные драгоценными камнями, коралловые решетки, мозаичные картины из редких камней; стены, испещренные жемчугом и бирюзой; яшмовые полы, — всюду соединение блеска, красоты и достатка. В задних комнатах лежали груды драгоценностей, ссыпанные прямо на пол; в кладовых — неисчерпаемые запасы чрезвычайно вкусных кушаний и отличных вин».

 

                                                                                               Луны

 

                                                                     Лунван - царь драконов

Помимо исполнения своей основной функции – управления океанами и морями, четыре брата-дракона повелевали облаками и дождями и могли насылать потопы. Главным среди них считался старший брат Гуан-дэ, которого также звали Лунван. Ему подчинялись бог грома Лэйгун, богиня молнии Дянь-му, владыка дождя Юйши и бог ветра Фэнбо. Существовало представление и о Лунване четырёх главных рек Китая. В поздней народной мифологической системе Лунван был подчинен верховному владыке Юю. 
Лунван, царь драконов, имел свое воинство, состоящее из черепах, каракатиц и прочих обитателей глубин. Заступничества этого царя, дарующего дождь, просили земледельцы, моряки, рыбаки и водоносы. Культ Лунвана был чрезвычайно широко распространен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, были в каждом городе и деревне, у каждого озера и даже колодца. 
Представление о драконах четырех морей получило развитие в даосской мифологии. В буддийской мифологии их число стало равным восьми (в китайском переводе сутры «Садхарма пундарика) или десяти (в других буддийских сочинениях), а слово «Лунван», по мнению известного французского китаеведа Анри Мосперо, отождествлялось с буддийским Нагараджей или «Царем змей».

Существуют многочисленные легенды о поедании мяса драконов и разведении драконов подобно домашним животным при дворах некоторых легендарных правителей Китая, а также не менее многочисленные предания о рождении мифических первопредков и государей от связи женщины с драконом, взгляда дракона, видения во дракона сне или появления дракона в небе над домом, где должен был родиться герой. Не менее широко распространены мифологические сюжеты о существовании драконовой меты (лун янь) на челе древних государей. В средневековом Китае Лун был символом императора, его изображали на троне, на халате государя. 

                                                                  

 

                                                          Класификация драконов - лунов

Кроме Лунвана и его братьев существовало бесчисленное множество других драконов:
- стражи востока (Цин-Лун), юга (Чжуняо), севера (Сюань-ю) и запада (Бай-ху);
- небесные драконы Тин-Луны – защитники богов и императора, жившие на вершинах гор и никогда не участвовавшие в битвах; обычно они были желтого цвета с огромной, золотистой гривой;
- Фу-Тсан-Луны – драконы богатства и подземного мира, хранители полезных ископаемых и металлов;
- двукрылый дракон Ин-Лун, служивший Небесному владыке и ведавший дождями, а также помогавший устранять последствия потопов;
- Шен-Луны, управлявшие ветром, тучами и дождем; у них не было крыльев, а сами они были похожи на огромных змей с красными и голубыми полосами;

         - Тай-Луны – драконы Земли, властвующие над реками и водой на земле; 
          - Чанг-Луны – великие драконы, повелители рек. Это были кроваво-красные змеи, чья грива достигала невероятных размеров;

 

         - Пан-Луны – стражники потаенных мест, охранявшие сокрытые в земных недрах драгоценные каменья и металлы. Они были похожи на змей и так же, как и змеи, сбрасывали кожу. Эти драконы не любили мяса и ели исключительно овощи и фрукты;
         - Тун-Ми-Луны – драконы уничтожения, которых связывали с разрушительными силами воздуха и воды. Они обитали на морском дне;
           - Цзяо-луны – чешуйчатые водяные чудовища. Это были редкие для Китая злые  драконы, пожиравшие людей.

Согласно описанию, данному в древней книге «Перечень деревьев и трав»: «Цзяо относится к драконам. Длиной более чжана [3,2 метра]. Похож на змею, но имеет четыре ноги. Маленькая голова и тонкая шея. На горле белое ожерелье. Передняя часть груди красного цвета. На спине темные пятна. На боках как будто узоры. На голове – рога. Зубы выдаются из-за губ. Яйца, которые он откладывает, очень велики».

 

                                                                               Внешний вид драконов-лунов

                       Луны                           

Луны различались по своему виду. Среди них были  цзяо – чешуйчатые, ин – крылатые, цю – рогатые, чи – безрогие. Ван Чун в «Лунь хэн» («Критические суждения», I в.) сообщал, что художники его времени изображали Луна с головой коня и хвостом змеи. В некоторых старинных преданиях есть упоминание о лунме – коне-драконе, жившем в воде, и о превращении лунов в коней и быков.


В раннесредневековых преданиях герои нередко поднимались в небо верхом на Лунах. Ли Ши-чжэнь в «Бэньцао ган му» («Основные сведения по фармакологии», XVIв.) со ссылкой на Ван Фу (IIIвв.) говорил о Луне следующее:«голова, как у верблюда, рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи, живот, как у морского зверя шэнь, чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба, лапа, как у тигра… На спине 81 шип, полностью девятью девять, как подобает силе ян… под подбородком светящаяся жемчужина, а на голове гора Бошань»
В средневековой традиции Лун рассматривался как прародитель всех зверей и птиц, от которого пошли «пернатые, покрытые шерстью, чешуйчатые и панцирные».

Луны обычно считались добрыми существами, хотя в древних мифах встречаются упоминания и о борьбе со злыми Лунами. Образ Луна очень популярен в изобразительном и прикладном искусстве Китая.