Н. В. Бардичева
Версия 1.0
13 сентября 2015 года

Данная статья рассматривает русскоязычное драконье сообщество как культурный феномен, поэтому события, имевшие только личную значимость для их участников, здесь не показаны.

Зарождение и «Арена»

Предпосылки к появлению русскоязычного драконьего сообщества появились задолго до него самого. Таковыми следует считать идеи и образы из фантастики, в особенности Сергея Снегова, автора трилогии «Люди как боги» (1966-1977), и братьев Стругацких.

Идеи братьев Стругацких, связанные с драконами, нашли отражение в творчестве Святослава Логинова, написавшего юмористический рассказ «К вопросу о классификации европейских драконов». Этот рассказ долгое время считался «научной работой» юными любителями драконов и внёс свой вклад в представления о биологии драконов. Однако на развитие русскоязычного драконьего сообщества он не повлиял.

Их идеи вдохновили российского фантаста Павла Шумила на написание цикла «Слово о драконе» (1995), где главный герой — разумный, человечный и деятельный дракон. Он воплощает в себе все характерные черты современного дракона (родившегося в конце XX века), поэтому произведения Шумила можно считать современной драконьей классикой.

Творческий, инженерный подход к жизни, проецируемый персонажами Шумила, пришёлся по душе многим людям, некоторые из которых в моральном плане проводили такую же связь человек—дракон, как в его цикле.

Одним из таких стал грузинский писатель Георгий Эгриселашвили (пишущий под псевдонимом Драко Локхард). Увидев в фантастике позитивный подход к дракону, он в 1997-1998 году написал первый вариант романа «Гнев дракона», изданного потом в 2000-м году. Это первое произведение из цикла «Диктаторы», о котором подробнее см. ниже.

Тема дракона в позитивном свете интересовала Локхарда очень сильно. Поэтому 22 марта 2001 года на сайте «Русская фантастика» с его подачи появился спецфорум «О людях и драконах» или «Арена».

«Недавно я стал web-мастером официальной страницы Генри Лайона Олди, и совместно с программистами сайта «Русская фантастика» создал для этих замечательных писателей Форум. Редакторы «Русской фантастики» разрешили мне открыть на их сервере и второй Форум, где любители драконов и фэнтэзи смогут поговорить, обсудить новые книги или поспорить о своих кумирах… Итак — добро пожаловать на «Арену»!»

Надпись на странице первой «Арены», 2001 год

До появления этого спецфорума не существовало места, чтобы собираться и общаться конкретно на тему драконов. Форум был создан Локхардом для защиты драконов от неадекватной, по его мнению, реакции на них людей (имеется в виду фантастическая литература, мифы и т. д.). «Арена» оказалась единственным форумом на РуСФ, не посвященным ни одному конкретному писателю (включая её создателя Драко Локхарда). Это был первый в Рунете настоящий, специализированный драконий форум.

Основными темами были: 1) фантастические существа в фантастике и фэнтези, 2) ксенофобия в фэнтези в целом и к драконам в частности, 3) драконы вообще. Помимо простых любителей фантастики также в обсуждениях участвовали писатели Кайл Иторр, Константин Бояндин и сам Драко Локхард.

Первой конфликтной темой стал «кодекс дракона» — оценка правильности или неправильности действий драконьих персонажей в произведениях Локхарда. По мнению автора, на форуме было примерно поровну как тех, кто драконов поддерживал, так и тех, кто над драконами издевался.

Суть проблемы лежит в сюжете и подаче произведений о драконах-Диктаторах. В «Гневе дракона» описаны распространённые в фантастике негативные эпизоды с драконами: на них охотятся и убивают, их используют как рабов, как ездовых животных и сырьё для кулинаров. В дальнейшем они восстанавливают справедливость, жестоко наказывая людей-угнетателей. Идеология, заложенная в цикл «Диктаторы», вызвала протест у ряда читателей, отметивших, что вместо переоценки ценностей автор произвёл подмену ценностей и ввёл двойные стандарты.

Изначально идентифицировал себя драконом только один участник — сам Драко; появление других подобных произошло далеко не сразу. Первые семена будущего сообщества людей, считающих себя драконами, были брошены одним из фурри, написавшим на первой «Арене» пост о своей субкультуре, которого поддержал Локхард, сам желавший познакомить аудиторию с этим явлением и написавший статью о фуркоде. Однако сложившиеся нормы ведения диалога на форуме не слишком-то располагали к распространению идеологий. Поэтому насыщение духом и идеями субкультуры фурри шло косвенно — через IRC-каналы и сайт «Дракия» (персональный сайт Локхарда), где автор рекламировал галереи фурри-художников, рисующих драконов, в том числе в сексуальном контексте. Фурри-драконы хорошо воплотили представление писателя о «правильных» драконах — свободные, а не угнетаемые, проявляющие позитивные эмоции и делающие всё, что вздумается.

Однако строгие порядки на первой «Арене», являющейся подразделом сайта «Русская фантастика», не позволяли проявить это так, как хотелось Локхарду. Поэтому история форума кончилась после следующего конфликта. Некто из форумчан, резко высказывавшийся в адрес драконов, был забанен Локхардом, но впоследствии разбанен админом РуСФа с оскорблением в адрес Локхарда. Драко счёл, что после этого оставаться на РуСФе невозможно, и ушёл. Вместе с ним ушли все участники первой «Арены», и с тех пор там не появилось ни одного нового сообщения.

Часть аудитории образовала ряд мелких форумов, продолживших прерванную активность. Но оставаться без форума Драко Локхард не пожелал и 9 апреля 2003 года у его персонального сайта «Дракия» появилась «Арена-2» («Квадратная Арена»). Новый форум сильно выделялся среди остальных. Он содержал элементы, достаточно современные по тем временам: php, разделы, назначенные модераторы и пр. Это привлекало посетителей мелких форумов, а надежда Локхарда объединить их в небольшое и дружное драконье сообщество пришлась им по вкусу, и мелкие форумы стали быстро отмирать.

Подобная централизация вокруг фигуры Локхарда имела причины, которые в основном сводились к тому, что писатель оказался в нужное время в нужном месте. С одной стороны, до него места для общения на драконьи темы не было, и за ним закрепился статус основателя драконьего сообщества. В то время в Интернете вообще считалось достижением иметь свой сайт с собственным доменным именем, их было мало, и централизация вокруг качественных была естественным делом.

С другой стороны, книги Локхарда были популярны в сообществе, с ними были знакомы все участники. Они служили объединяющим фактором, так как аналогичных книг не было. Зарубежная литература многим казалась слишком пресной, так как авторы не выводили драконов на передний план. Книги Павла Шумила были заточены под юмор и не во всём соответствовали потребностям драконьей аудитории. Поэтому у Локхарда не было конкурентов, а вся тематическая литература делилась на «книги про драконов» и «книги Локхарда».

С третьей стороны, Локхард был единственным фантастом, пишущим о драконах, с которым можно было вести активную дискуссию. Этим он отличался от недоступных иностранных авторов и от Павла Шумила, избегавшего лезть в активные обсуждения. Для многих пользователей, прочитавших книги, а потом ещё и «вживую» пообщавшихся с автором, Локхард становился кумиром. Впрочем, его политика постоянно приводила к тому, что он настраивал своих читателей против себя.

По сути, вторая «Арена» — это более либеральная и своя собственная версия первой «Арены», на которую оказала влияние субкультура фурри. Аудитория второй «Арены» сформировалась незаметно во времена первой и, получив свободу действий, начала задавать новые правила. Участники, заряжённые смесью идей фурри и локхардовских книг, стали активно отыгрывать бытие драконом, «мурчали», «махали крыльями», «тискались» и «лизались» в чате «Ареал». Это усилило любопытство народа к субкультуре фурри, а новички быстро включились в игру и стали ассоциировать себя с драконами — по большей части с персонажами книг Локхарда.

Изначально участники дистанцировали себя от субкультуры «пушистых». Однако со временем увлечение фэнтези перешло в увлечение фурри, отличия между драконами и фурри размывались, и возникла вторая конфликтная тема: «драконы — это фурри?» Некоторые приняли, что да (без объяснений), другие отрицали, апеллируя к разнице морально-этических черт обоих групп.

При этом первая конфликтная тема («кодекс дракона») себя отнюдь не исчерпала, а, наоборот, достигла расцвета. Идеологические противники Локхарда активно выступали против идей, заложенных в его книги, и стилизовали свою деятельность как ролевую игру про Межизмеренческий Миротворческий Альянс Антидиктаторов (ММАА) — космическую организацию с уставом и наградами, противостоящую Диктатору Драко. В своих произведениях и на форуме они обсуждали и осуждали моральную сторону идей Локхарда.

В то же время атмосфера сообщества в то время была весьма дружественной. Многие были увлечены идеей единого сообщества. Царила взаимопомощь (пусть и наивная), участники с головой уходили в различные совместные проекты, хотя многие из них не были завершены. Даже взаимопротивоположные группы, которые не соглашались по какому-либо вопросу, спорили о нём мирно. Не было того поливания грязью и бокса по переписке, который наблюдается в последние годы при малейшем расхождении во мнении. Споря в одной форумной теме, собеседники могли спокойно переписываться в другой. Вопрос об истинности бытия драконом не поднимался (в отличие от субкультуры фурри), так как участники интересовались: «Кто я? Дракон или нет? А какой?» — и, придя к утвердительному ответу, снимали всякие сомнения и вопросы: мол, если кому-то что-то не нравится — это его проблемы, а для себя я — дракон. Популярной была позиция «принимайте меня таким, какой я есть».

Однако уже на второй «Арене» стала проявляться мысль, которая актуальна и по сей день: без троллинга сообщество нежизнеспособно. Как выразился один из участников: «Когда драконы не грызутся, форумы умирают».

«Гнездо дракона» и «Дракони»

Другой сайт, сыгравший значительную роль в жизни сообщества, был создан Татьяной «Tannin» Копычевой — любительницей драконов, в 1998 году столкнувшейся с сайтом «Дракия» и впечатлившейся материалами о драконах. Желая сконцентрировать в одном месте всё, найденное по теме, она в декабре 1999 года открыла персональную страницу «Логово дракона», впоследствии переименованную в «Гнездо драконов». Там ею накапливались разносортные тематические материалы.

В 2000 году сайт получил награду «Национальной Интел-интернет премии» в номинации «Персональная страница». Награждение было показано по телевидению. Тем не менее эта премия, вручаемая новосозданной общественной организацией ради популяризации Интернета в России, особого почёта не снискала и просуществовала недолго. Поэтому общественного резонанса сайт про драконов не вызвал, а на жизнь сообщества в дальнейшем это не повлияло.

Несколько лет сайт был ценен только библиотекой и существенного вклада в драконье сообщество не делал. Создательница «Гнезда драконов» никакого влияния тогда не имела и никак себя не проявляла, а активное общение шло на «Арене-2».

В то же время существовали и другие форумы с активностью, схожей с той, что творилась на второй «Арене», однако они были мелкие и не располагали даже библиотекой, поэтому тем более значимого следа в истории не оставили.

Подъём «Гнезда» начался тогда, когда некоторые участники второй «Арены» не захотели мириться с политикой, проводимой Локхардом. Около 8 июля 2003 года по их инициативе был создан форум «Гнезда драконов», и фактическими его владельцами стали Секох, Red Dragon и другие, в то время как Таннин была лишь номинальным начальством.

Значимым действием, предпринятым ими, был перевод The Draconity FAQ за авторством Тэда «Бахила» Рамспотта. Это — основной текст, обобщающий информацию о явлении драконности, а также драконьем сообществе. Готовый результат был выложен 6 апреля 2004 года. Особой реакции в сообществе этот текст (равно как и его перевод) не произвёл, но использовался многими, кто занимался поиском себя — пытался определить свою принадлежность к драконам или разобраться в своих чувствах. Поэтому подлинное значение текста было велико. Перевод поместили на отдельную страницу «Гнезда драконов». В дальнейшем все русскоязычные читатели, знакомившиеся с ним, видели его только в переводе Хранителей Гнезда, и ошибки перевода, намеренные или неосознанные, не замечались вплоть до 2015 года.

Самая существенная из ошибок состоит в том, что вместо фразы «смириться с драконностью» переводчики вписали «определиться с тем, что это такое». Подобная подмена в нескольких местах текста позволила всем желающим считать, что Бахил сам не знает, что такое драконность, и предлагает каждому самостоятельно выбрать значение слова. Этот подход не мог не повлиять на сообщество: круг тех, кто мог найти этот текст соответствующим себе, чрезвычайно расширился. Это не повлияло на само принятие дракона как альтер-эго, но очень существенно повлияло на использование термина «драконность». Также авторитет Бахила позволял сторонникам индивидуальных интерпретаций давить в беседах всякого, кто пытался заявить о некоем явлении, встречающемся не у всех.

Со временем реальные владельцы «Гнезда драконов», не наделённые властолюбием, уменьшали своё присутствие, пока постепенно не отошли от сообщества в личное пространство. В итоге Таннин постепенно увеличивала свой вес.

Третьим важным в истории форумом был Way of Wings («ВоВ»), позднее переименованный в Drakony.net. Он был основан крайне одиозной и неоднозначной личностью с лидерскими качествами, известной в сети как Винг Дракос. Эта личность не хотела мириться с застоем в сообществе, образовавшимся на конец эпохи второй «Арены». Разочарованные во всём старожилы сдались, отказались от попыток расшевелить сообщество и чего-то добиться, но Винг был не таким, и его активность дала многим новую идею и надежду. Поэтому на новый форум перешли не только горячие сердца, но и участники, вполне умудрённые опытом, — лишь бы не возвращаться к старому болоту.

Форум «ВоВ» отражал образ мыслей основателя, касался духовной стороны и в глобальном масштабе планировался как площадка для реализации большого эзотерического проекта. Однако там же рассматривалась и идея физического изменения для воплощения в требуемое драконье тело. Генетические исследования казались естественным и важным делом, и на новом месте поначалу кипела работа. Участники форума совершенно серьёзно планировали исследования в области генетики, искали связи, выбирали вузы (чтобы через годы оказаться в нужной лаборатории), исследовали перспективы физической трансформации и её социокультурные последствия.

Однако со временем, когда у руля форума встал другой представитель сообщества, продуктивная активность сошла на нет, «ВоВ» превратился в обычное место для флуда с некоторым акцентом на драконьих изображениях сексуальной тематики. Затем название сменилось на «Дракони», и форум, конкурируя с «Гнездом» и впоследствии появившейся новой «Ареной», собирал у себя определённую часть сообщества. (Несколько лет спустя он был передан одной религиозной персоне, организовавшей эзотерическую экспедицию, и полностью заглох.)

Общение происходило не только на форумах, но и на многочисленных встречах в реале, где собирались друзья и просто заинтересованные. В 2005 году, чтобы централизованно увидеть интернет-товарищей, в Москве организовали небольшой слёт-квартирник. Он имел большое личное значение для всех участников, но никакого социально-культурного значения.

После этого слёта некоторые участники окончательно уверились, что прежнее сообщество, которое они ощущали как второй дом, прекратило своё существование. И позже, в 2005-2008 годах многие задавались вопросом, можно ли вернуть старое время, когда все ладили друг с другом и обсуждали свежие и важные для них темы. Неоднократно предпринимались попытки создать своего рода «огороженный заповедник» для драконов, желающих старой атмосферы.

Все попытки были провальными. Представители сообщества, предоставленные самим себе, не находили тем для общения — связующий элемент в виде книг Локхарда был потерян. Драконьи темы, волновавшие несколько лет назад, были уже много раз обсуждены. Каждый высказал своё мнение неоднократно, а так как никакой иной цели у сообщества не было, то и не было никакого развития. Активность шла только в двух случаях: когда старший в теме постоянно поднимал какие-то вопросы или когда присутствовал какой-то раздражитель. Так постоянный троллинг и выяснение отношений стали двигателем сообщества взамен утраченного.

Деятельность Алистер

В 2009 году сообщество получило новый толчок благодаря двум факторам. Во-первых, в сообществе стало появляться много новых лиц, для которых старые темы были ещё свежими и животрепещущими. Во-вторых, началась активность Алистер «LittleDrakon» Муркерри, которая стремилась объединить сообщество и одновременно узнать всё о «бытии драконом». Общение оживилось, был организован слёт-2009, первый в череде новых, недолго просуществовавшее драконье радио и чат на базе сайта Алистер, привлёкший много народа и который сравнивали с существовавшим на второй «Арене» чатом «Ареал».

Следствием действий Алистер стало то, что Таннин почувствовала интерес к общественной активности и взяла бразды правления форумом «Гнездо дракона» в свои руки. Также сформировалась новая команда «Гнезда», сплочённая организацией слёта-2009, но Алистер (инициатор) в неё не вошла. Всё это повлияло на идеологию «Гнезда» и продолжает сказываться в настоящий момент.

Дальнейшие события были связаны с исследовательской активностью Алистер. В 2009-2011 годах она проводила «драконью перепись», чтобы лучше понять сообщество и особенности его представителей. Однако по мере накопления данных заявленная всеохватность изысканий существенно уменьшалась — Алистер интересовало только конкретное явление «драконность», одно из многих в спектре убеждений сообщества. Возникло противоречие между тезисами «драконность — это конкретное явление» и «драконность каждый определяет себе сам», вызванное некорректным переводом The Draconity FAQ.

Оно породило конфликт между сторонниками первого тезиса (людьми с этим явлением, из которых Алистер была самой публично активной) и сторонниками второго. Особенная ярость по отношению к Алистер была вызвана тем, что её выводы грозили разрушением личных мифов многих участников сообщества — а такая угроза является очень серьёзной для личности. Личные мифы многих содержали положение «Драконность есть только у истинных драконов, а остальные — просто замечтавшиеся люди». При таком подходе любой намёк на то, что драконность — всего лишь очень редкое психическое явление, а не мера истинности дракона, вызывал резкое отторжение у основной массы.

Поэтому большинство в сообществе либо отвергало находки, сделанные самими носителями драконности по поводу их же особенности, либо присваивало себе вместе со всей терминологией. Так на «Гнезде» появился титул «Азеркин», существующий параллельно с титулом «Дракон», для обозначения истинности драконьего начала в конкретном форумном пользователе, причём выдавался он по первому требованию. Конечно, первоначальному термину «азеркин-дракон», использовавшемуся Алистер для носителей изменённой биовидовой идентичности с характерными особенностями, этот титул не соответствовал. В итоге отрицания нежелаемых идей сообществом само имя Алистер стало символизировать что-то плохое, неправильное. И если какой-либо новичок высказывал сходные идеи, его называли «адептом секты Алистер».

«Единое сообщество»

До определённого времени сообщество характеризовала постоянная внутренняя ругань, не затрагивающая происходящее вокруг. В 2012-м же году была попытка целенаправленно вынести тему наружу и получить приток новых пользователей-«драконов».

Характерные внутрисообщественные темы стали в большом количестве появляться на анонимных имиджбордах, в основном 2ch.hk в разделе «Видеоигры». Эти «драконотреды» содержали в себе беседы о сообществе и бытии драконом, а временами доходили до размещения порнографических картинок с драконами и открытого пиара «Гнезда» и «Арены». Всё это было совершенно не подходящим для раздела про видеоигры, тем более на анонимной имиджборде, так как анонимность подобных бесед маленькой группы совершенно невозможна. Наконец терпеливый модератор раздела устал от попыток драконофанов «сманить под знамёна крылатого народа» и закрыл обсуждение, не глядя на аргументы типа «нас так мало, что создание отдельной доски, форума или конфочки уничтожит наше комьюнити. Это проверялось на практике множество раз. Собственно, эту печальную закономерность выяснил ещё грейтвурм Драко Локхард в 2004 году».

Фактически, это было агрессивное вторжение в другую субкультуру. Попытка повторилась в ноябре-декабре 2013 года, только теперь представители сообщества почти в открытую искали «драконность» у всех встречных с целью привлечь их к себе. Основной посыл: «Если ты веришь в существование драконов, если ты хоть как-то себя с ними ассоциируешь, если они тебе хоть сколько-то нравятся — ты с нами!» Использовался гнездовский перевод TDF, присваивающий драконность любому желающему, количество порнографии было уменьшено и в целом был избран подход, при котором сообщество показывалось с лучшей стороны.

В то же самое время в популярном проекте «Луркоморье» анонимный участник добавил черновую статью под названием «Драконофаги». Она также представляла идеи сообщества и открытым текстом нахваливала «Гнездо». Однако, как и в случае с имиджбордами, пиарщики сообщества пытались сымитировать культуру, которую не понимали, и их попытки были очень хорошо различимы на фоне текстов коренных жителей имиджборд и «Луркоморья». Статья была удалена как не соответствующая проекту. Впоследствии один из близкого круга Таннин признавался, что пиар был осуществлён верхушкой «Гнезда».

Эти попытки привлекать новичков в драконье сообщество ухудшили ему репутацию везде, где они проводились.

Чуть позже, в январе 2014 года Драко Локхард вновь загорелся идеей великого, сильного и единого сообщества. Он предложил технически объединить идеологически несовместимые форумы и чаты «Арены», «Гнезда дракона» и сайта «Драконити», созданного Алистер только для материалов об интересующем её психическом явлении. Результатом объединения Локхард назвал всеобщую «дружбу драконов» и подобие субкультуре брони, создающей огромное количество качественного тематического контента.

Не соответствуя объективному положению дел, идея затухла, но не совсем. В марте «Гнездо» напечатало тиражом 50 экз. небольшой журнал «Хроники драконов», названный им альманахом русскоязычного сообщества драконов. В миссии альманаха указывалось, что он служит для объединения сообщества, а по факту журнал содержал различные материалы в интерпретации «Гнезда» и не мог отображать всё разнообразие мировоззрений. В силу его удивительности (печатный журнал можно было полистать вживую и положить на полку) первый выпуск был полностью раскуплен, однако в дальнейшем интерес к альманаху, получившему репутацию «гнездовской агитки», почти пропал. (Не улучшил репутацию и тот факт, что электронная версия второго выпуска альманаха продавалась за деньги, хотя в другом месте Таннин выложила её совершенно бесплатно.)

К лету Локхард старательно помирился с Таннин и постарался привести свою взрывную идеологию к политике «Гнезда». Стало возможно говорить о некоем гибриде двух сайтов, об идеологической «Гнездарене». Но в практическом смысле ничего не изменилось: в Интернете продолжалась ругань, отдельные тусовки друзей встречались и гуляли, выставлялось любительское творчество, а принципиально новой информации по теме дракона или нового качественного продукта не появилось.

Новый масштаб происходящему придала новая статья на «Луркоморье», начатая Максимом «Jelmazmo» Деревянко в сентябре 2014 года. Изначально Жел вынашивал идею оздоровить сообщество, подняв на поверхность такие темы, как идеологическая направленность альманаха, превращение слётов в попойки, неприятие конструктивных тем, сходство отдельных частей сообщества с деструктивными сектами и пр. Статья могла умереть, не родившись, если бы её черновик не был заранее обнаружен Таннин. Бурная реакция верхушки «Гнезда» показала, что меняться никто не желает, а изложенное в тексте соответствует действительности. Это придало Желу мотивации доделать черновик, и текст появился в коллективном пространстве «Луркоморья», где над ним работало уже несколько (преимущественно анонимных) авторов. В характерной для проекта едкой сатирической манере были показаны основные проблемы сообщества.

И стиль текста, и его содержание вызвали ярое неприятие среди многих представителей сообщества — и не вызвали у многих других. Подобные статьи на «Луркоморье» называются «статьями-детекторами» и считаются полезными для критического взгляда на себя: возмущались именно те, для кого написанное было справедливо. Не желая признавать этого, руководство «Гнезда» предпринимало такие действия, которые, будучи задокументированными, только лучше иллюстрировали статью. Действий, которые бы опровергли «грязь, написанную про сообщество», не последовало, что вновь ухудшило репутацию «Гнезда».

Возмущённая часть сообщества назвала Жела виновником опорочивания драконов в сети. А поскольку во многом сделанные им наблюдения согласовались с выводами, сделанными ранее Алистер, ей также приписали авторство статьи или даже считали, что Жел написал текст под её диктовку. Нейтралитет непричастной к этому Алистер никем не учитывался; вся видимая активность в сообществе направилась на информационную войну против Алистер и Жела, которые наделялись в глазах «Гнездарены» всеми наихудшими качествами. У ряда фанатичных верующих они получили прозвище «драконоборцев» — и за раскрытие объективной стороны «бытия драконом», и за раскрытие социально-идеологических проблем сообщества.

Часть сообщества сплотилась против «внешнего врага», ещё сильнее продемонстрировав имеющиеся проблемы. Внимание анонимов, читающих «Луркоморье», заставило «Гнездо» и «Арену» закрыться от внешних посетителей, тщательно вызнавать всё о новичках и идеологически промывать их. Впрочем, статья и реакция на неё исключили возможность пиара как на «Луркоморье», так и на имиджбордах, а общее количество новичков стало критически малым. (Жел счёл это выполнением задачи статьи, так как среди причин её написания был случай, когда новичок попал в руки двух фанатиков из сообщества, а в результате был отправлен в психиатрическую клинику. Теперь вероятность такого была резко снижена.)

Активное возмущение, зажигаемое даже от простого наличия Жела в зоне видимости, продолжалось до февраля 2015 года. Позднее, с пропаданием столь необходимого раздражителя, сообщество впало в стагнацию.

В начале сентября 2015 года Драко Локхард сделал ещё одну попытку пиара сообщества, на этот раз с привлечением СМИ. В газете «Вечерний Тбилиси» у себя на родине он описал сообщество как «довольно большую субкультуру», у которой имеется «огромный форум, где зарегистрированы тысячи пользователей». Идеологию этой «субкультуры» он охарактеризовал как жажду иной формы бытия и уход в вымышленный мир, окрашивая эти, фактически, эскапистские мысли в позитивные оттенки.

«Драконы ВКонтакте»

Возможность легко организовывать собственные интернет-группы в рамках социальных сетей позволила разрастись новым конфликтам между людьми, ассоциирующими себя с драконами. Немногочисленные группы молодых «драконов», собирающиеся вокруг какого-нибудь особо идейного «дракона», участвуют в ролевых играх, воплощающих их мировоззрение. Однако незрелость идей и эмоциональных реакций участников таких групп провоцируют интернет-троллинг в их адрес. Так начинаются истории противостояния: группа на группу, где каждый считает себя правым и насмехается над противником. Чаще всего группа, нацеленная на троллинг, разными способами дразнит идейных драконофанов, а потом собирает их реакцию для собственного увеселения.

Новейшая история русскоязычного драконьего сообщества связана с одной из таких групп, составленной теми, кто был недоволен политикой «Гнездарены» и сосредоточил своё внимание на тёмной стороне «бытия драконом». Однако подобная деятельность, целью которой является получение веселья от глупых и наивных историй, также не может быть продуктивной. Она провоцирует социально активных и фанатичных драконофанов на бурную реакцию и сбор ими «группы сопротивления» с угрозами физической расправы в адрес всех «драконоборцев» — то есть любого, чьи действия или высказывания угрожают целостности их личного мифа.

Общая децентрализация сообщества стала закономерным результатом развития социальных сетей и других инструментов интернет-общения, равно как и увеличения количества художественных произведений с драконофанскими идеями. Границы и прежде зыбкого сообщества теперь размылись в крайней степени, так как невозможно чётко провести грань между пользователями «ВКонтакте», которые участвуют в жизни сообщества и которые не участвуют.

Заключение

Основываясь на творческих началах, русскоязычное драконье сообщество испытало сильное влияние субкультуры фурри, а специфика «бытия драконом» предполагала исключительную индивидуализацию мировоззрений и огромное значение личной веры. Неудивительно, что в результате сообщество не нашло никакой единой цели или даже сколько-то общего направления движения — что не позволило ему развиться в субкультуру. Локальные культурки противоречат друг другу, и не утихают споры, основанные исключительно на личном мнении. Полезный продукт такое сообщество произвести не может, равно как и вредный, и в целом нельзя ожидать, что оно сумеет оставить какой-то след в истории.

При подготовке статьи использовались архивы форумов, рассказы свидетелей событий и собственные наблюдения.